Саид Афанди Чиркейский (Ацаев Саид). Обращаясь к читателям, он пишет

В Дагестане случилось то, во что мало кто мог поверить. Вчера вечером в собственном доме в селе Чиркей был убит 74-летний житель села Саид Ацаев. Он был известен на весь Дагестан и Северный Кавказ как Саид-эфенди Чиркейский, шейх двух самых видных суфийских тарикатов - Накшбанди и Шазали. Все усилия Саида-эфенди были направлены на сохранение мира в Дагестане. Вполне очевидно, что его убийство должно было стать дагестанским аналогом убийства Франц-Фердинанда в Сараево.

Вчера около 16:50 по московскому времени в дом шейха Саида-эфенди Чиркейского проникла террористка-смертница, которая привела в действие взрывное устройство. От взрыва "адской машины" погиб сам шейх и еще шесть человек, в том числе жена Саида-эфенди и 12-летний ребенок из числа прихожан.

Сейчас известно, кто убил шейха. По данным следствия, это сделала 30-летняя жительница Махачкалы Аминат Сапрыкина - русская, принявшая ислам. Ее муж был членом незаконного вооруженного формирования. После того как ее супруг был ликвидирован, Аминат стала "черной вдовой". Находясь в лесном лагере боевиков, Сапрыкина занималась подготовкой террористок-смертниц, ожидая своего часа. Вчера этот час пробил.

Предполагают, что Аминат попала в дом Саида-эфенди под видом паломницы. Вполне вероятно, что она и раньше встречалась в этом обличье с шейхом, и погибший знал ее в лицо. На руку убийце было и то, что шейх отказался от личной охраны.

Кем был для Дагестана и Северного Кавказа Саид-эфенди? Он был признанным духовным лидером Дагестана, крупным исламским ученым, устазом Накшбандийского и Шазалийского тарикатов.

"Убийство было организовано для того, чтобы уничтожить хрупкий мир в Дагестане и развязать там гражданскую войну, - сказал GTimes председатель Исламского комитета России Гейдар Джемаль . - Случится война или нет, зависит от того, насколько салафиты и ДУМ смогут распознать истинные мотивы и просчитать возможные ходы "заказчиков" убийства Саида-эфенди. Здесь важна обоюдная нацеленность сторон на то, чтобы замысел убийц был, что называется, отыгран назад. Учитывая значимость фигуры Саида-эфенди и сложность обстановки в республике, вероятность кровопролития очень велика. Убийство шейха двух виднейших в мире суфийских тарикатов повлияет не только на Дагестан, но и на другие мусульманские регионы в мире. В частности, на Среднюю Азию. Вопрос в том, насколько точно мюриды шейха и все заинтересованные стороны смогут идентифицировать истинных заказчиков и исполнителей этого убийства".

Будущий наставник тысяч мусульман родился 21 октября 1937 года в селе Чиркей Буйнакского района Дагестана, в семье колхозника Абдурахмана и его жены Айши. Как вспоминали близкие шейха, в год его рождения над исламом сгустились тучи. Враги ислама (имелись в виду органы НКВД) уничтожали тысячи исламских ученых и простых верующих.

Рассказывают, что отец Саида-эфенди по случаю рождения сына трижды прочитал на арабском 36 суру Корана и обратился с молитвой к Всевышнему. Абдурахман просил Аллаха о том, чтобы его мальчик шел твердой поступью по пути ислама и стал мусульманским ученым-просветителем.

К сожалению, Абдурахману Ацоеву было не суждено увидеть сына взрослым. Когда мальчику было всего семь, его отец умер от скоротечного туберкулеза. Оставшись вдовой, Айша не жалела сил для сына. Во многом благодаря матери Саиду удалось закончить мактабу (школу по изучению Корана) и семь классов общеобразовательной школы. Потом Саид Ацоев был вынужден оставить школу и пойти работать чабаном в колхоз.

Через четыре года юношу забрали в Советскую Армию. Мюриды шейха рассказывают, что в армии он, тайком от командиров, совершал намаз, соблюдал Рамадан и отказывался есть свиную тушенку. Служба будущего Саида-эфенди пришлась на годы хрущевских гонений на религию. Верующему дагестанскому солдату было очень тяжело.

Саид Афанди Чиркейский (Ацаев Саид)

Саид Афанди Чиркейский (Саид-афанди аль-Чиркави) - самый известный среди шейхов современного Дагестана, обладающих правом распространять тарикаты "накшбандийа" и "шизалийа", передавать их своим ученикам. По разным оценкам, его мюридами являются от 10 тысяч до 25 тысяч человек, проживающих в Буйнакском, Кизилюртовском, Хасавюртовском, Шамильском, Гергебильском, Гумбетовском, Казбековском районах Дагестана, а также и других российских регионах - в Сибири, в Центральном федеральном округе и Поволжье. Последователями Саида-афанди являются представители многих дагестанских народов. В совместных радениях или зикрах (упоминание имени Аллаха) шейх Саид Чиркейский собирал, наряду с шизалийцами, накшбандийцев и кадирийцев. По его мнению, нет принципиальной разницы между этими тарикатами, ибо все они - пути, ведущие верующего к Богу.

Среди почитателей Саида Ацаева - высокие государственные чиновники и крупные предприниматели. С середины 1990-х годов все руководство ДУМ Дагестана принадлежало к числу приверженцев Саида-афанди, хотя сам он не принимал непосредственного участия в общественных мероприятиях.

Саид Чиркейский говорил, что между шариатом и тарикатом нет принципиальных различий. Шариат, по образному выражению Саида-афанди, сравним с кораблем, тарикат - с морем, а истина (хакикат) – с жемчужиной, добываемой из моря. По его мнению, чтобы "объединить или собрать мусульман воедино, необходима партия". Саид-афанди считал, что какая-то часть Конституции Дагестана должна соответствовать Корану и сунне.

Саид Афанди Чиркейский был убит в 2012 году террористкой-смертницей.

Биография

Саид Ацаев родился 21 октября (по другим данным - 1 января) 1937 года в селе Чиркей Буйнакского района Дагестанской ССР. Аварец. По окончанию семи классов работал чабаном в родном селе - для поддержания семьи, оставшейся без кормильца (отец Саида умер, когда мальчику было семь лет).

Службу в рядах Советской Армии проходил в городе Каунас (Литва) в качестве оператора в войсках ПВО. После вновь работал чабаном.

После землетрясения 1970 года Саид Ацаев работал на сооружении Чиркейской ГЭС. Там же он в дальнейшем служил в пожарных структурах и ВОХР.

В 32-летнем возрасте, работая на Чиркейской ГЭС, С.Ацаев начал изучать исламские науки, труды алимов и суфийских шейхов. Первым своим духовным наставником (устазом) шейх Саид-афанди считал Абдулхамида-афанди из селения Инхо.

Книги

Саид-афанди Ацаев (Чиркейский) был автором пяти книг, посвящённых исламу: "Сокровищница благодатных знаний" (на русском и аварском языках), "История пророков" (в двух частях, на русском и аварском языках), "Сборник выступлений шейха Саида афанди аль-Чиркави", "Современность глазами шейха Саида афанди", "Побуждение внять призыву Корана" (на аварском языке).

Саид-афанди писал свои работы на аварском языке, так как, по мнению экспертов, арабский язык знал в ограниченных пределах. По мнению знатоков, его произведения свидетельствуют о выдающемся литературном даровании.

Покушения и убийство

В ноябре 2007 года информационные агентства со ссылкой на пресс-службу МВД Дагестана сообщили о предотвращении покушения на убийство Саида Ацаева.

28 августа 2012 года шейх Саид-афанди Ацаев был убит в результате террористического акта - подрыва террористки-смертницы возле его дома в селе Чиркей Буйнакского района Республики Дагестан. Помимо шейха и смертницы, жертвами теракта стали ещё шесть человек.

С июля 2014 года в Верховном суде Дагестана идет судебный процесс по делу об убийстве шейха Саида Чиркейского.

Верховный суд Дагестана приговорил к пожизненному заключению троих фигурантов дела о теракте, в результате которого погиб религиозный деятель Дагестана шейх Саид Афанди Чиркейский. Четвертый подсудимый приговорен к 12 годам лишения свободы.

"Кавказский узел" сообщал, что 28 августа 2012 года в доме суфийского шейха Саида Ацаева (Чиркейского) в Дагестане произошел взрыв. Бомбу привела в действие смертница Аминат Сапрыкина . В результате погибли восемь человек : шейх Саид Чиркейский, шесть человек, находившиеся поблизости, и сама смертница. В декабре 2012 года были задержаны предполагаемые организаторы теракта. Жителям Дагестана Шихмирза Лабазанову, Магомедали Амирханову и Магомеду Гаджиеву предъявлено обвинение в подготовке Аминат Сапрыкиной, а также в бандитизме и незаконном обороте оружия. Четвертый подсудимый, Ахмед Исрапилов, обвинен в бандитизме, обороте оружия и похищении человека с целью выкупа.

Приговор убийцам

21 апреля 2015 года Верховный суд Дагестана на основе вердикта присяжных, вынесенного 8 апреля, приговорил подсудимых Шихмирзу Лабазанова, Магомеда Гаджиева, Магомедала Амирханова к пожизненному заключению, Ахмеда Исрапилова - к 12 годам лишения свободы.

Семья

Саид Ацаев был женат. Имел четверых детей. Один из сыновей - Ацаев Абдулла Саидович - является ректором Чиркейского теологического института имени Саида–афанди.

Жена - Узлифат-хаджи - погибла от взрыва вместе с мужем.

Источники:

  • Веб-сайт ДУМ РФ: Ацаев (Чиркейский, Чиркави) Саид Абдурахманович, 26 декабря 2011 г.
  • Веб-сайт Саида-афанди Чиркейского.
  • Веб-сайт "Мой Дагестан": Ацаев Саид Абдурахманович (Саид-афанди Чиркейский).
  • Веб-сайт "JourClub.ru": В.Акаев, "Особенности суфизма на Северном Кавказе".
  • Кисриев Э.Ф. Ислам в Дагестане. М.: Логос, 2007. 132 с. (Ислам в России / под ред. А.В.Малашенко).
  • Рабжабова Н. Супруга шейха Саида-афанди Узлифат-хаджи: счастье - быть женой настоящего мусульманина - Ислам.Ру - 11 апреля. 2009.

Гласность помогает решить проблемы. Отправь сообщение, фото и видео на «Кавказский узел» через мессенджеры

Фото и видео для публикации нужно присылать именно через Telegram, выбирая при этом функцию «Отправить файл» вместо «Отправить фото» или «Отправить видео». Каналы Telegram и WhatsApp более безопасны для передачи информации, чем обычные SMS. Кнопки работают при установленных приложениях Telegram и WhatsApp. Номер для Телеграм и WhatsApp +49 1577 2317856.

Кто стоит за убийством шейха Саида Афанди Чиркейского

В Дагестане произошло наиболее значимое и наиболее серьезное по возможным военным и политическим последствиям убийство религиозного деятеля за все постсоветские годы. «В дом шейха вошла женщина. Она была молодой, красивой и беременной, поэтому охрана не стала ее обыскивать. Войдя внутрь, она села напротив шейха. «Я русская, хочу принять ислам», - спокойно сказала женщина. «Что ж, очень хорошо», - ответил шейх. В этот момент прогремел взрыв. Модное, но скромное платье скрывало не будущего ребенка, но пояс шахидки.

Погибли 7 человек: сам 75-летний шейх, его 57-летняя жена, ученики, в числе убитых 12-летний мальчик, который пришел в дом священнослужителя со своими родителями. От взрыва пострадали еще несколько прихожан. Они доставлены в больницу. Террористка-смертница была взрослой женщиной». Впоследствии сообщили и имя убийцы - это жительница Махачкалы Аминат Курбанова, в девичестве Алла Сапрыкина. Русская, принявшая ислам, вдова трех моджахедов...

Речь идет о гибели около 16:50 моск. времени 28 августа 2012 года Шейха Саида Афанди Чиркейского - самого влиятельного суфийского шейха на Кавказе, устаза Накшбандийского и Шазалийского тарикатов.

Значение этого убийства для Дагестана и вообще мусульман Кавказа, как Северного, так и Южного, можно сравнить со значением убийства Папы Римского для христианской Европы. Только не современного Папы. А Папы XVI века, эпохи Реформации. Когда глава Римско-католической церкви обладал реальной политической и экономической властью, а сам западно-христианский мир был расколот конфессиональной войной. И для одних Понтифик являлся наместником бога на Земле, а для других - еретиком и наместником Ада.

Шейх Саид Афанди аль-Чиркави или Чиркейский (паспортное имя Саид Абдурахманович Ацаев) по национальности был аварец (это самый многочисленный народ современного Дагестана). Родился и жил в селе Чиркей Буйнакского района. Осиротел в семь лет, с 7-го класса работал чабаном, после армии - пожарным, в 32 года начал основательно изучать тарикат и знакомиться с трудами ведущих суфийских шейхов. Иджаза (право иметь своих мюридов-учеников) получил в начале 1980-х годов от Месеясул Мухаммад ал-Хучади из села Нечаевка Кизилюртовского района. Вскоре шейх приобрел феноменальное влияние. По словам экспертов-исламоведов, арабский он знал посредственно, зато на аварском писал стихи и статьи. По мнению знатоков, его произведения свидетельствуют о выдающемся литературном даровании.


Шейх Саид Афанди аль-Чиркави или Чиркейский был одним из самых уважаемых людей в Дагестане

К началу 90-х он стал самым авторитетным духовным лидером Дагестана. Главное и до сих пор до конца не отрефлексированное достижение покойного - ему удалось заключить негласный «исламский конкордат» с властями республики, практически взять под контроль всю религиозную жизнь Дагестана и оказывать большое влияние на светскую политику.

Аппарат формально светского российского Дагестана стал использоваться для распространения идей, влияния и принципов тарикатов Нашкбадийя и Шазилийя, которые представлял шейх. В Чечне тот же процесс открыто начал в интересах тариката Кадирийя наследственный шейх Кадирийя Ахмад Кадыров (а затем продолжили члены его рода, самый публично известный из которых - Рамзан Кадыров). Довольно быстро светскую Чечню удалось превратить в государство политического ислама тариката Кадирийя.

Но в Дагестане по каким-то причинам этот процесс пошел не столь гладко. Саиду Афанди удалось подчинить своему влиянию и светскую власть, и остальных суфийских шейхов, однако «суфиизация» Дагестана наткнулась на сопротивление заметной части мусульман, не приемлющих суфизм кто по теоретическо-богословским соображениям, кто - из-за его социальной практики, в постсоветских условиях принимавшей иногда уродливые формы. Они объединились вокруг конкурирующего проекта. Это - салафийя, «чистый ислам» или, как его принято называть в России - ваххабизм. Между ними развернулась настоящая гражданская война, в которой одна сторона - суфии - пользуются поддержкой российского государства.

Шейх не занимал формальных постов. Однако реально с первой половины 1990-х годов он контролировал Духовное управление мусульман Республики Дагестан (ДУМРД), где все значимые позиции занимали его мюриды. Это - один из важных центров власти, через который проходят и большие финансовые средства (только общая прибыль от организации большого хаджа достигает 10-15 млн. долларов ежегодно). Шейх оказывал влияние на правительство республики, число его мюридов (прямых учеников, находящихся на постоянной связи с учителем и беспрекословно выполняющих его указания в любой сфере - и духовной, и светской) десять лет назад насчитывало 10 тысяч, сегодня, по разным оценкам, от 20 до 30 тысяч человек. Среди этих мюридов есть высокопоставленные чиновники, силовики и крупные предприниматели. Причем не только в Дагестане и других районах РФ, но и в Азербайджане. Мюридом шейха был, например, расстрелянный в июне 2009 года министр внутренних дел Дагестана Адильгерей Магомедтагиров. В дом шейха за советом ездил и сам глава республики Магомедсалам Магомедов, и другие руководители. А для, наверное, половины практикующих и не очень мусульман Дагестана - не-ваххабитов он был просто духовным лидером и авторитетом...



У шейха осталось очень много учеников-мюридов, которые могут мстить…

Шейха похоронили в соответствии с канонами Ислама в день гибели до захода солнца. На кладбище в его родовом селе Чиркей Байнакского района, пришли свыше 100 тысяч человек (население Дагестана - чуть менее 3 млн.). 29 августа был объявлен днем траура.

То, что убийство будет иметь самые серьезные последствия, уже ясно. Но вот какие именно, сколько и какой крови прольется теперь - ответ на этот вопрос зависит от другого ответа: кто это сделал? Вот главный вопрос сегодня.

Президент, Народное Собрание и правительство Республики Дагестан сделали заявление, в котором явно намекают на ваххабитов: «Именно таких людей смертельно боятся идеологи терроризма, которые пытаются подменить истинные духовные ценности пропагандой лживых и человеконенавистнических идей». Через четыре часа после убийства под руководством президента Дагестана Магомедсалама Магомедова состоялось экстренное совещание Совета безопасности республики.

На нем Магомедов предложил организовать отряды самообороны для наказания «этих бандитов», под которыми, очевидно, имелись в виду ваххабиты: «Я думаю, что сегодня мы примем решение в каждом городе, в каждом районе организовать отряды самообороны, дружины из молодых людей, готовых под руководством и вместе с органами внутренних дел вести работу по обеспечению безопасности, по наказанию этих бандитов и террористов. Это поручение всем руководителям городов и районов. Все, что для этого необходимо - организационно и материально, - мы должны сделать. И деньги, и все необходимое для этого мы должны найти», - сказал президент.

Власть явно стремится получить свою пользу от этого теракта. Создание «дружин», по сути, это создание новой силовой структуры, и очень серьезной структуры, развернутой «во всех городах и районах», которая, видимо, будет подчиняться лично президенту. Как она сможет помочь в борьбе с законспирированным городским подпольем и с лесными партизанскими отрядами, с которыми безуспешно воюют все спецслужбы страны вкупе с регулярной армией? Никак. Зато ее польза очевидна в качестве инструмента влияния на массы населения и личного силового ресурса действующего президента. Вопрос, против кого ее собирается использовать Магомедсалам Магомедалиевич Магомедов, - безусловно, интересен, но заслуживает отдельного рассмотрения.


Президент Дагестана Магомедсалам Магомедов намерен разбираться с убийцами до конца…

Так что самый первый ответ на вопрос «Кто?», казалось бы, напрашивается сам собой:

А) дагестанская местная власть. Уж очень быстро, уже через четыре часа после взрыва, власть начала отрабатывать теракт. (Шейх был убит или в 16:30 или 16:50, разные официальные сообщения дают разные цифры, а экстренное заседание Совбеза началось примерно в 21).

Однако я думаю, что все же следует исключить вероятность этого сценария, как и вероятность других версий из того же круга: б) попытка подсидеть действующего президента; в) борьба за передел денег на хадж - близки к нулю

Я согласен с экспертом по вопросам Кавказа Константином Казениным: «Убийство Саида-эфенди наверняка повлечет за собой попытки спровоцировать серьезное противостояние по этой линии, то есть вовлечь в смуту тысячи и тысячи верующих. Учитывая растущую социальную роль ислама в Дагестане, такой результат будет гибельным для региона в целом. На первый взгляд, выгодоприобретателями такого развития событий будут оппоненты и конкуренты нынешнего главы Дагестана. Но заказчиков я бы среди них не искал: уж очень трудно предположить, что кто-то из них захочет возглавить регион, если предварительно удастся запустить в нем описанный только что сценарий»;

Г) иностранные спецслужбы: Израиль - США - Англия - КСА - Пакистан - Турция - Грузия это основные кандидаты. Вероятность этой версии я тоже считаю близкой к нулю. Во-первых, потому, что никто из них не заинтересован в том, чтобы взорвать регион. Во-вторых, потому что у них вряд ли хватит оперативных возможностей провести такую операцию без риска того, что российские коллеги представят неопровержимые доказательства их участия, со всеми вытекающими дипломатическими и кадровыми последствиями. На такой риск ни одно правительство не пойдет. Ирана в этом списке нет, о нем мы поговорим отдельно;

Д) «лесные». На первый взгляд, именно эта версия представляется самой вероятной, и именно ее уже озвучивают власти.

Как я уже сказал выше, президент Дагестана указал на ваххабитов уже через четыре часа после теракта, когда никаких данных расследования у него еще быть не могло. МВД Дагестана на следующий день объявило виновниками «идеологов терроризма» и «экстремистов», которые «смертельно боялись» покойного.


Глава Чечни Рамзан Кадыров ваххабитов тоже не любит…

Общественная палата РФ, орган, хоть и неконституционный и с непонятным статусом, но приближенный к действующей власти, в лице своей «Рабочей группы ОП по развитию общественного диалога и институтов гражданского общества на Кавказе» (ею руководит Максим Шевченко) уже в день теракта обвинила в его организации руководство Имарата Кавказ: «Те, кто послал «живую бомбу», скорее всего, это бандит - Доку Умаров».

Действительно, шейх был главным идеологическим противником ваххабитов, а многие силовики и чиновники, воевавшие с ними, являлись мюридами или почитателями Саида Афанди. Однако при более пристальном рассмотрении у этой версии оказываются существенные минусы.

МВД явно лукавит, говоря о том, что ваххабиты «смертельно боялись» убитого. Начиная с конца 2010 года, в Дагестане идет процесс национального диалога между двумя враждующими исламскими течениями, одним из инициаторов и столпов которого и был взорванный шейх. Переговорный процесс в последнее время явно близился к успеху, СМИ, подконтрольные Духовному управлению мусульман Республики Дагестан (а значит, и Саид-Афанди), сбавили накал антиваххабитской риторики. Легальное крыло салафитов не только было полностью легализовано и не встречает препятствий в деятельности, но включено в правящий истеблишмент. Один из его лидеров Аббас Кебедов (брат находящегося в розыске основателя и руководителя дагестанского салафитского подолья Багаудина Кебедова) получил официальный статус, ныне он член Общественной палаты РД, член Комиссии по оказанию содействия в адаптации к мирной жизни лицам, решившим прекратить террористическую и экстремистскую деятельность на территории РД.

Все это было, безусловно, выгодно салафитам, так как позволяло им вести беспрепятственную пропаганду своей версии ислама. В соседней Чечне салафия в любом виде просто под запретом. А в Дагестане салафизм начал процесс проникновения во власть с тем, чтобы использовать хотя бы часть мощностей государственного аппарата уже в своих интересах. Суфизм, истощенный многолетней войной на уничтожение, пошел на то, чтобы «делиться» властью.


В России реально опасаются распространения ваххабизма по всей стране

С другой стороны, всем очевидно: окажись «лесные», военное крыло салафитов, действительно виновными в этом убийстве - тотальное наступление на них неминуемо. При этом власти получат беспрецедентную поддержку со стороны населения Дагестана. Против них с рвением выступят не только абсолютно все последователи и сочувствующие «традиционного ислама», то есть суфизма, значительная часть «неприсоединившихся», но и определенная часть сторонников ваххабизма. К такому тотальному наступлению ваххабизм не готов, и оно ему не нужно.

Аббас Кебедов и организация «Ахль сунна», объединяющая стоящих на позициях салафийи религиозных деятелей, опубликовали сочувственные соболезнования. Ни один из представителей ваххабитского подолья не взял на себя ответственность за теракт. Сайты Имарата, включая «Кавказ-Центр», ограничились выдержанной в умеренных тонах информацией о теракте, взятой из российских источников.

Официальный сайт Вилаята Дагестан «VDagestan.com» опубликовал 28 августа 2012 года «Заявление редакции сайта по поводу убийства Саида Афанди»: «Мы призываем мусульман, а также всю общественность не делать поспешных выводов о том, кто является инициатором, и кто на самом деле стоит за взрывом в Чиркее и убийством Саида Афанди. У нас нет информации о том, что моджахеды берут на себя ответственность за эти события. Мы хотим подчеркнуть, что вот уже более 12 лет в Дагестане идет Джихад, и все это время моджахеды не предпринимали ни одного покушения на Саида Афанди, хотя все это время они легко могли убить его».

Впрочем, все вышеизложенное еще не служит доказательством непричастности ваххабитов. Редакция «VDagestan.com» находится за границей и на момент опубликования заявления явно не имела связи с действующими на Кавказе боевиками.

«Легальная салафийя» ничего не может приказать «нелегальной». Вполне возможно, что у боевиков была своя точка зрения на переговорный процесс с «традиционным исламом» и на роль в нем Шейха Чиркейского. То, что боевое крыло более радикально, чем легальное, - общее место в истории самых разных партизанских движений. Тем более что примирение с суфиями в любом случае было вынужденным, в «традиционном исламе» и лично в шейхе салафиты продолжали видеть и своего идеологического противника, и человека, во многом ответственного за проводимые против них репрессии.



Амир Имарата Кавказ Доку Умаров, возможно, приблизил смерть шейха Саида Афанди

За три недели до теракта, 6 августа 2012 года, Амир Имарата Кавказ Докку Абу Усман (Доку Умаров) назначил нового командующего Дагестанским Фронтом ВС Имарата Кавказ амира Дагестана - Абу Мухаммада. Может быть, эта операция есть его «вступление в должность». Спецслужбы, через газету «Коммерсантъ», вбросили в прессу именно эту версию: «Как стало известно «Ъ», в организации взрыва, жертвой которого стал известнейший в Дагестане богослов шейх Саид Афанди Чиркейский, подозревается бывший амир кадарской бандгруппы Рустам Асельдеров. Отмечая свое назначение лидером северокавказских боевиков Доку Умаровым амиром вилаята Дагестан, он и отправил к шейху смертницу - 30-летнюю Аминат Сапрыкину».

Вообще, среди находящегося на Кавказе оперативного руководства моджахедов мало хороших тактиков, а хороших стратегов после убийства Анзора Астемирова не осталось вообще. Зато упертых и политически близоруких догматиков - хватает.

Наконец, приказ об уничтожении могла дать, даже через голову Доку Умарова, и «Аль-Кайеда». Она могла посчитать, что ярко горящий очаг войны на Кавказе более соответствует сегодняшним целям «Мирового Джихада».

Единственная инстанция, которая могла бы внести ясность, - находящееся на Кавказе «Командование Дагестанским Фронтом ВС Имарата Кавказ», но оно пока молчит. Впрочем, у дагестанских боевиков, в отличие от других «фронтов», почему-то не принято всегда публиковать полный перечень своих акций...

Молчание это может быть вызвано и тем, что уже после проведения операции «лесным» объяснили все ее возможные последствия. И командование боевиков приняло решение не брать ответственность на себя, что вполне в обычаях «мирового джихада».


30-летняя Аминат Сапрыкина-Курбанова названа убийцей шейха

В пользу ответственности «лесных» говорит и личность смертницы. Первым мужем Аллы-Аминат Сапрыкиной-Курбановой был Марат Курбанов, амир Махачкалы. Став приверженкой ваххабизма, она четырежды была замужем, все мужья занимали важные посты в подполье, трое ликвидированы силовиками. Сама она занималась вербовкой и подготовкой террористов-смертников. То есть теракт совершен не новичком-одиночкой, но человеком из руководства подполья и, значит, санкционирован им.

Впрочем, у данного доказательства есть один изъян. Про гибель Сапрыкиной уже сообщалось 5 мая 2012 года. Тогда в Махачкале был взорван пост полиции, и «по предварительной версии, в машине погибли смертница Муслимат Алиева и вербовщица Курбанова». В другом сообщении о взрыве, прогремевшем в Махачкале в начале мая, однако, говорилось, что «личность их вербовщицы Аминат Курбановой пока не подтверждена». Опровержения о гибели Сапрыкиной-Курбановой, тем не менее, не последовало. Скорее всего, власти просто не удосужились сделать это. Сейчас же сообщение о том, что «женщина, совершившая самоподрыв в доме Шейха Саида Афанди, официально опознана, это 30-летняя Курбанова (Сапрыкина) Аминат Андреевна», появилось на сайте МВД Дагестана.

Вроде бы, инцидент исчерпан. Но, как говорится, «осадок остался», и до конца быть уверенным в том, что именно Сапрыкина-Курбанова взорвала шейха, нельзя;

Ж) русские власти. Как ни ужасно это звучит, но в современной РФ такое предположение не кажется абсурдным. Наоборот, думаю, большая часть жителей Дагестана разделяет именно этот взгляд на случившееся. Причем власть не едина, разные группировки проводят разную политику. Это может быть решение вообще не Москвы, а Пятигорска (вряд ли) или Ростова (более вероятно). Москва как центр власти тоже не едина.

Цель: 1) те, кто это сделал, исповедуют теорию «управляемого кризиса»; 2) боятся, что Объединенный Дагестан скинет российскую власть; 3) считают, что если гражданская война в Дагестане ослабнет, то моджахеды всерьез возьмутся уже непосредственно за федералов в Дагестане, в других регионах на Северном Кавказе. Сейчас подавляющую часть жертв составляют «местные», которых центру «не очень жалко». Но вот если боевики перейдут в центральную Россию - тогда, по мнению этих людей, и произойдет самое страшное. Татарстан усилил эти опасения и подтолкнул к «активным мерам»...


Ваххабиты (салафиты) готовы воевать за ислам с кем угодно и до конца…

Обращает на себя внимание такой вопиющий факт: За последнее время убиты почти все те видные представители, кто выступал за примирение между ваххабитами и суфиями - и со стороны «традиционного ислама», и со стороны салафитов. Шейх Муртазали Дагистани, муфтий, профессор Максуд-хаджи Садиков, суфийский шейх Сираджудин Хурикский, Муфтий Исмаил Бостанов (Исламский институт, Карачаево-Черкесия), имам центральной мечети Буйнакска Гитиномагомед Абдулгапуров…

Шейх Саид Афанди, как уже было сказано, последнее время сдерживал своих мюридов от столкновений с «лесными». Скорее всего, эти убийства укладываются в систему, и за ними стоят те, кто хочет дестабилизировать ситуацию, и кто решил ныне, что хватит просто «раскачивать лодку» - пора ее перевернуть.

Примечательно, что по сведениям газеты «Коммерсантъ», опубликовавшей, со ссылкой на «источник в правоохранительных органах», эксклюзивную информацию о теракте: «Во властных структурах Дагестана уже говорят, что в отряды самообороны могут быть определены многочисленные мюриды (ученики) покойного шейха, которые уже сейчас готовы взять в руки оружие, чтобы отомстить за смерть своего духовного лидера».

Вопрос о том, как объединенные в отряды самообороны мюриды шейха смогут найти организаторов теракта, которых безуспешно ищут лучшие силы всех спецслужб страны, «источник в правоохранительных органах» не раскрыл. Как и вопрос, кому конкретно собираются мстить эти «многочисленные» отряды. Ведь очевидно, что и жертвы мщения «многочисленных отрядов» должны быть тоже многочисленны;

З) Иран. В последние годы происходит постоянно усиливающееся проникновение Ирана на Северный Кавказ. «В южном и других районах Дагестана нарастает шиитская экспансия, за которой стоит Иран. До меня доходила информация, что Иран пытается укрепить шиитские позиции в Дагестане: завозит грузовиками литературу, поддерживает тесные связи с местными политиками, выкупает земли в приморской полосе и уже как бы шагает за пределы традиционного ареала обитания шиизма на юге Дагестана», - рассказал в интервью «Эхо Кавказа» местный эксперт Руслан Курбанов.

1000 человек из Дагестана в прошлом году прошли бесплатное обучение в главном шиитском центре - городе Кум в Иране, то же самое происходит и в этом году.

Одновременно в Азербайджане блокируется распространение суннизма. Его исповедуют дагестанцы, живущие там, но положение суннитов достаточно сложное. Шейх Саид Афанди уже много лет объявлен в Азербайджане персоной нон грата. В находящихся на территории Азербайджана Закаталах и Белоканах проживает большое число его мюридов.


…А все остальные мусульмане утверждают: ислам - мирная религия

Северный Кавказ рассматривается как утраченная, но требующая возвращения сфера влияния шиизма. Дагестан попал в сферу политического влияния сефевидской Персии в начале XVI века. В 1606 году шах Аббас I занял Дербент, и с этого времени начались непрерывные завоевательные походы шиитов вглубь Дагестана. Главное же - для Ирана укрепиться на Северном Кавказе стратегически важно в перспективе разгорающейся все сильнее в мировом масштабе шиито-суннитской войны приближающегося Конца дней.

Иранская активность встречает в Дагестане организованное сопротивление и со стороны суфиев, и со стороны ваххабитов. 18 августа в Хасавюрте из автоматов были расстреляны прихожане шиитской мечети, один убит и восемь ранены. Так что в мирном Дагестане шансы распространить влияние шиизма малы. Иное дело в Дагестане горящем…

Вероятность этих версий я бы оценил так: 50% - русские власти; 40% - «лесные» (или чисто местная инициатива, или приказ от «Аль-Кайеды»); 10% - Иран. В любом случае Дагестан ждет полоса усиливающейся нестабильности. Кроме всего прочего, это приведет к усилению эмиграции дагестанцев в Россию и усилению там межнациональной напряженности.

«Неужели настанет день, когда Ангел смерти придет за Дагестаном?» - воскликнул пару лет назад один из духовных лидеров республики, говоря о том, что за последние годы в результате вооруженной борьбы ваххабитов и тарикатистов погибло около трех тысяч дагестанцев. За прошедшее короткое время число убитых выросло, наверное, еще на тысячу. Возможно, этот день настал 28 августа 2012 года в 16 часов 30 минут в селе Чиркей Буйнакского района. Ангел смерти пришел за Дагестаном...

Авраам ШМУЛЕВИЧ, «АПН»

Духовный лидер Дагестана, 74-летний суфийский шейх Саида аффанди аль-Чиркави погиб от руки террористки-смертницы. Вместе с ним погибла его супруга и еще пять человек, в том числе 12-летний ребенок. Еще три человека получили ранения. В Дагестане объявлен день траура. Следствие полагает, что за терактом стоит радикальное ваххабитское подполье.

Саид Абдурахманович Ацаев, известный в мусульманском мире как шейх Саид афанди аль-Чиркави (Чиркейский), проживал в аварском селе Чиркей недалеко от Буйнакска. Во вторник, 28 августа, к нему в дом вошла под видом паломницы женщина, которая не вызвала подозрений у охраны. Она подошла к шейху практически вплотную и привела в действие закрепленное на ней взрывное устройство.

Смертнице взрывом оторвало голову, но правоохранительные органы довольно быстро установили ее личность. Террористкой оказалась так называемая "черная вдова" Аминат Курбанова, урожденная Алла Сапрыкина 1982 года рождения. Она вышла замуж за мусульманина-ваххабита и сама приняла ислам. В 2012 году ее мужа убили в ходе спецоперации.

Курбанова с весны находилась в розыске. По оперативным данным, она входила в группу из пяти смертников, подготовленных для проведения терактов. Двух женщин удалось задержать накануне первомайских праздников в Северной Осетии. А 3 мая в пригороде Махачкалы на блокпосту подорвали себя брат и сестра Алиевы 23 и 19 лет соответственно. Погибли 12 человек, более сотни были ранены.

После теракта в Махачкале появились предположения, что Курбанова сама не была смертницей, а лишь занималась вербовкой террористов. Появились предположения, что она сама случайно погибла во время самоподрыва Алиевых. Кроме того, в мае же был уничтожен полевой командир Гусейн Мамаев, которого считали организатором теракта и группировка которого предположительно подготовила смертников. Возможно, все это в совокупности успокоило спецслужбы и интенсивность розыска Курбановой снизилась.

Убийство Саида Чиркейского стало самым резонансным покушением на религиозного деятеля в Дагестане. Хотя мусульманские священнослужители в республике довольно часто становятся жертвами экстремистов, но посягательств на духовных лидеров такого масштаба еще не случалось. Саид Чиркейский был духовным лидером, к мнению которого прислушивались верующие. Среди его мюридов числятся многие крупные бизнесмены и влиятельные чиновники. Саид Афанди не занимал никаких официальных постов, но его мюридом является муфтий Духовного управления мусульман Дагестана.

Биография шейха Саида афанди аль-Чиркави была достаточно обычной до определенного момента. Он учился в советской школе, работал чабаном в колхозе, служил в армии, был пожарником на Чиркейской ГЭС. Однако, в возрасте 32 лет он ушел с работы и целиком предался изучению Корана и трудов духовных наставников. Окончив всего 7 классов, он прочитал много литературы и писал свои труды по богословию в стихах, вызывая восхищение тех, кто их читал, в том числе Расула Гамзатова. Со временем шейх стал главой двух суфийских тарикатов Накшбанди и Шазилийя, которые составляют основу традиционного для Дагестана течения ислама. Еще один тарикат - Кадирийя - получил распространение в соседней Чечне. Поскольку шейх официально не назначил себе преемника, преемственность духовной власти сейчас прервана.

Погибший мученической смертью шейх Саид афанди аль-Чиркави предпринимал попытки наладить диалог с лидерами салафитских общин, чтобы предотвратить их дальнейшую радикализацию. Он категорически осуждал с богословских позиций тех, кто совершает преступления во имя веры.

Наступление экстремистов на традиционный ислам в последние годы осуществляется по всем фронтам. В Дагестане в октябре 2011 года застрелили еще одного суфийского шейха Сиражутдина Хурикского, который пользовался наибольшим влиянием на юге Дагестана. В том же ряду стоят убийства муфтия Кабардино-Балкарии Анаса Пшихачева, заместителя муфтия Ставрополья Курмана Исмаилова, ректора дагестанского Института теологии Максуда Садикова и покушение на муфтия Татарстана Илдуса Файзова.

Гибель Саида Чиркейского вызвала в Дагестане настоящий шок. Проститься с шейхом приехали почти сто тысяч человек со всей республики. Они повергнуты в шок и негодование убийством своего любимого духовного наставника. Глава республики Магомедсалам Магомедов собрал экстренное заседание Совета безопасности, на котором потребовал от правоохранительных органов найти и уничтожить организаторов теракта. Также было принято беспрецедентное в своем роде решение о создании в городах и районах отрядов самообороны из молодых людей, которые займутся борьбой с ваххабитским подпольем.

Ваххабиты освоили и такой метод террора, как внедрение своих сторонников на военные базы. Практически одновременно с убийством шейха пришли сообщения, что в другой части республики, на границе с Азербайджаном, пограничник-контрактник открыл огонь по коллегам-силовикам. Жертвами стали двое военнослужащих внутренних войск и пятеро сотрудников СОБРа из Алтайского края, командированные в Дагестан. Ответным огнем ваххабит был убит. Информация о связи сержанта Рамазана Алиева с ваххабитами у компетентных органов была и его перевели на работу, не связанную с боевыми действиями - в отдел материально-технического обеспечения. Тем не менее, он продолжал ходить в караул с закрепленным за ним автоматом. И в этот день он также находился на дежурстве.

"Убийство шейха Саида Афанди Чиркейского - еще одно бесчеловечное и циничное преступление в отношении духовных авторитетов нашего общества, мужественных и незаурядных личностей, которые и сегодня являются нравственными ориентирами для всех дагестанцев, - говорится в заявлении руководства республики.- Именно таких людей смертельно боятся идеологи терроризма, которые пытаются подменить истинные духовные ценности пропагандой лживых и человеконенавистнических идей".
"Шейх Саид Афанди Чиркейский пользовался непререкаемым авторитетом в республике и за ее пределами, - отмечается в заявлении. - Его мудрое слово на протяжении долгих лет служило духовному просвещению общества, направляло на путь мира и согласия, наставляло молодежь следовать высшим нравственным ценностям ислама, дагестанской культуры, гуманистическим традициям наших народов. Ему верили, доверяли, за его советом и поучением шли тысячи людей". Шейх Саид Афанди "твердо стоял на позициях милосердия, добра, ненасилия, осуждал радикализм во взглядах и действиях, открыто выступал против экстремизма и терроризма".
Органы власти Дагестана подчеркнули, что "будут предприняты все необходимые меры, чтобы преступники получили по заслугам". "Преступникам не удастся расколоть Дагестан, разрушить наше единство, посеять страх и ненависть на дагестанской земле, где веками мирно сосуществовали представители разных народов, религий, культур. Авторитетное слово духовных лидеров Дагестана будет жить в делах их многочисленных последователей", - говорится в заявлении.

Просмотров